Школьная служба медиации

Положение о Школьной Службе Медиации.pdf (скачать) (посмотреть)
План работы Школьной Службы Медиации.pdf (скачать) (посмотреть)
Приказ о создании Школьной Службы Медиации.pdf (скачать) (посмотреть)
Устав Школьной службы Медиации.pdf (скачать) (посмотреть)

Школьная служба медиации

01.09.2021

Школьная медиация - это новый подход к разрешению и  предотвращению  спорных  и  конфликтных  ситуаций  на  всех  уровнях системы  российского  образования.  Служба  школьной  медиации -  эта структура,  созданная  в  образовательной  организации  и  состоящая  из педагогов, учащихся и их родителей, которая призвана оказывать помощь всем  участникам  образовательного  процесса  в  разрешении  конфликтных ситуаций, возникающих в образовательной организации.

Данные методические рекомендации содержат информацию о различных формах организации школьной службы примирения, этапах её организации, процедуре использования данного метода в практике образовательного учреждения.

Цель  методических  рекомендаций  –  методическое  обеспечение деятельности служб школьной медиации. 

Предложенные  рекомендации  могут  быть  использованы  в  работе педагогов -  психологов, социальных педагогов, классных руководителей и других  специалистов  школы,  заинтересованных  в  конструктивном разрешении конфликтных ситуаций.

 

 

 

 

 

 

1.      Основные характеристики школьной службы медиации.

 

Согласно  Федеральному закону от  27  июня  2010  г.  №  193-ФЗ  "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре  медиации)"  под  процедурой  медиации  понимается  способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимое лицо либо независимые  лица,  привлекаемые  сторонами  в  качестве  посредников  в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу  спора)  на  основе  добровольного  согласия  сторон  в  целях достижения  ими  взаимоприемлемого  решения.  Медиация  альтернативна любому директивному способу разрешения споров, когда спорящие стороны лишены возможности влиять на исход спора, а полномочия на принятие решений по спору делегированы третьему лицу.

Медиатор  не наделяется правом принятия решения по спору и не оказывает  давление  на  стороны.  Он  только  организует  содействие конфликтующим сторонам, участвующим на добровольной основе в процессе поиска  взаимоприемлемого  и  жизнеспособного  решения,  которое удовлетворит  впоследствии  их  интересы  и  потребности.  Вместе  с  тем процедура  медиации  является  не  только  эффективным  инструментом разрешения споров и конфликтных ситуаций, но и их предупреждения и профилактики.

Медиативный  подход  -  деятельностный  подход,  основанный  на принципах  медиации,  предполагающий  владение  навыками  позитивного осознанного  общения,  создающими  основу  для  предотвращения  и  (или) эффективного разрешения споров и конфликтов в повседневных условиях без проведения медиации как полноценной процедуры.

Метод  "Школьная медиация"  -  это инновационный метод, который применяется  для  разрешения  споров  и  предотвращения  конфликтных ситуаций  между  участниками  образовательного  процесса  в  качестве современного альтернативного способа разрешения споров.

Служба  школьной  медиации  -  эта  структура,  созданная  в образовательной  организации  и  состоящая  из  педагогов,  учащихся  и  их родителей,  которая  призвана  оказывать  помощь  всем  участникам образовательного  процесса  в  разрешении  конфликтных  ситуаций, возникающих в образовательной организации.

Школьная медиация не ограничивается территорией образовательной организации. Важную роль в интеграции метода играет вовлечение семьи при условии, что родители (законные представители), обучены основам метода. Это позволит им не только хотеть, но и компетентно помогать детям в семье в сложных, потенциально конфликтных ситуациях.  В  свою  очередь,  в  образовательной  организации  конфликт  будет разрешаться  успешнее,  если  родители  (законные  представители)  будут ориентировать ребенка на медиативный подход.

Таким образом, метод школьной медиации позволяет образовательной организации и семье воспринимать друг друга как партнеров, стремящихся к одной  цели,  и  объединить  их  усилия  для  обеспечения  безопасности  и благополучия ребенка.

Целями службы школьной медиации являются:  создание  безопасной  среды,  благоприятной  для  развития  личности  с активной  гражданской  позицией,  умеющей  принимать  решения  и принимать на себя ответственность за совершаемые поступки; воспитание  культуры  конструктивного  поведения  в  конфликте, основанной  на  медиативном  мировоззрении,  в  основе  которого  лежит признание ценности человеческой жизни, уникальности каждой отдельной личности,  принятие,  уважение  права  каждого  на  удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов; улучшение  качества  жизни  участников  образовательного  процесса    с  помощью  медиативного  подхода,  основывающегося  на  позитивном общении,  уважении,  открытости,  доброжелательности,  взаимном принятии.

Задачами службы школьной медиации являются: распространение  среди  участников  образовательного  процесса конструктивных  форм  разрешения  споров  и  конфликтов (восстановительная медиация, переговоры и другие способы); помощь участникам образовательного процесса в разрешении споров и конфликтных  ситуаций  на  основе  принципов  и  технологии восстановительной медиации; обучение  учащихся    и  других  участников  образовательного процесса конструктивным методам урегулирования конфликтов; организация  просветительских  мероприятий  и  информирование участников  образовательного  процесса  о  миссии,  принципах  и технологии  восстановительной медиации.Хочу такой сайт

 

 

2. Организация школьной службы примирения

 

2.1. Рекомендации по организации школьной службы примирения

     

Для  организации  школьной  службы  медиации  необходимо  решить следующие задачи:

- информировать работников образовательной организации, обучающихся и их родителей о службе школьной медиации;

- мотивировать работников образовательной организации, обучающихся и их родителей  к  участию  в  деятельности  службы  школьной  медиации  и применению метода "Школьная медиация";

- провести  обсуждение  деятельности  службы  школьной  медиации  среди работников  образовательной  организации,  обучающихся  и  их  родителей (законных представителей);

- организовать  разработку  согласований  деятельности  службы  школьной медиации;

- обучить  сотрудников  образовательной  организации,  обучающихся  и  их родителей (законных представителей) методу "Школьная медиация";

- установить  сотрудничество  с  органами  и  учреждениями  профилактики безнадзорности  и  правонарушений,  опеки  и  попечительства, дополнительного образования.

Для  решения  указанных  выше  задач  необходимо  реализовать следующие ключевые мероприятия:

1. Организация информационных просветительских мероприятий для участников образовательного процесса по вопросам школьной медиации.

2. Обучение руководителя службы школьной медиации и ее будущих специалистов  -  школьных  медиаторов  работе  в  качестве  посредников  в разрешении конфликтных ситуаций.

3.  Реализация  программ  развития  коммуникативной  и конфликтологической компетентности среди учащихся – медиаторов.

4. Рассмотрение вопроса о создании службы школьной медиации и ее дальнейшей  деятельности  органами  государственно-общественного управления образовательной организации (педагогическим советом школы, родительским комитетом, классным, общешкольным собранием и др.).

5. Утверждение Положения о службе школьной медиации, одобренное органом  государственно-общественного  управления  образовательной организации.

6. Апробация практической работы службы школьной медиации по вопросам  предупреждения  и  разрешения  конфликтов,  а  также  первичная оценка эффективности деятельности службы школьной медиации.

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».